Уважаемые родители!
Это легко, доступно, интересно и полезно вашим детям!!!
Советы родителям неговорящих детей
Как помочь ребенку запомнить буквы
Развитие связной речи детей в семье
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Как воспитать навыки правильного звукопроизношения
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза»
Игровые методы работы в процессе автоматизации звуков
Задача логопеда - совместно с родителями убедить ребенка в том, что у него все получится. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведу несколько вариантов:
Для автоматизации звука в словах можно использовать таблицу, состоящую из клеток. В некоторых из них – картинки с наличием автоматизируемого звука в начале, середине или конце слов.
Задания: "Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на третью клетку справа”, "Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо”, "Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо и на одну вверх”. Эти задание постепенно усложняются. А кроме необходимой мотивации найти слово, ребенок учится ориентироваться на листе бумаги.
Вместе с детьми можно оправится на День Рождения к Тигренку и собрать ему в красивую коробку только те подарки, в названии которых есть звук "Р”.
Интересно, когда в гости отправляется игровой персонаж, например, Змейка. По дороге ей приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда и называть правильно встречаемые на пути предметы.
Раскладывая картинки по мере убывания, можно проговаривать словосочетания, согласовывая существительные с числительными, автоматизируя звуки "Л”, "ЛЬ”.
Один веселый клоун, ….., пять веселых клоунов. Один ласковый лев, …., пять ласковых львов.
Для того, чтобы отработать упражнение "Моторчик”, сначала нужно собрать из разрезных картинок дорогу.
Дорога готова, машина едет, мотор ревет: "ДРРРРРРРРРР”
Все эти игровые задания проверены в процессе работы с детьми разного возраста и различного характера речевых нарушений. Они обобщают всё ценное, что накоплено к настоящему моменту в области развития речи. Игротека как бы разговаривает с ребёнком "детским языком”. Игры предполагают работу с мелкой моторикой: ребёнок производит тактильные действия (берёт, кладёт, перебирает карточки, картинки). У детей развито образное мышление, основной способ познания мира - игра, а интеллект связан во многом с мелкой моторикой. Разглядывать картинки, играть, проявлять двигательную активность (”работать пальчиками”) - это ребёнку просто нравится. Использование игр делает процесс постановки, введения и автоматизации звуков в речи интересным, творческим, увлекательным, лишённым рутины и однообразия. Предложенные игры - хорошее подспорье, как для логопедов, так и для родителей.
Желаем успехов!